История о «человечности» и любви

У нас в Ростове-на-Дону есть зоопарк. Я там правда давно не был, но когда дети были маленькими, заходили и проводили время с огромным удовольствием. Я рос вместе с детьми и со временем стал лучше понимать, что такое содержать животных в зоопарке.

Есть такой английский писатель-натуралист-зоолог, Джеральд Даррелл, который писал про животных замечательные книги. Первая книга, которая была мною прочитана с огромным удовольствием, положительными эмоциями и смехом была «Гончие Бафута». С тех самых пор я представляю себе насколько сложное это дело — содержание зоопарка.

Но и животные платят любовью добрым, хорошим людям. Вспоминаю до сих пор слониху Меланью, жившую долгие годы в Ростовском зоопарке. Как раздражали её взрослые люди, толпящиеся у её вольера. Ну а как? Спокойная, меланхоличная слониха и толпа «приматов» которые кричат, дразнят, ржут (именно ржут), а не смеются. К концу дня, когда она уставала, она хватала покрышку от легкового автомобиля и бросала её в толпу. Или обливала неожиданно толпу водой из корыта. Мокрые «приматы» сразу расходились.

Но никогда! НИКОГДА этого не было, если в толпе были маленькие дети! Потому, что она их любила.Да и дети любили её, хотя наверное любили всех животных.

Слониха Мелания со своей смотрительницей

Поэтому часто перед клетками впадали в своеобразный «столбняк». Вот такой например:

Сын Вовка в ростовском зоопарке

Впрочем, историю ростовской слонихи Мелании можете прочитать вот тут — очень интересно!

Ну или вот тут, на сайте ростовского зоопарка, про всех ростовских слонов

Ну а люди, что люди. Помню бегемота посетители накормили хлебом с иголками и он погиб. Спасти не смогли. А еще раз был случай, погибли жирафы обварившись водой из -за прорыва радиатора отопления.Это сейчас там есть специальные буферные зоны, бункеры с кормом для некоторых животных. Но вот это злодейства?! Только человек так может обходиться с кем либо. И главное с самим собой. Да и вообще мало ли, чего было в истории Ростовского зоопарка!

А вот тут, прочитал интересную и написанную сердцем историю-статью, на нашем ростовском сайте. Не смог пройти мимо, чтобы не поделиться с вами:

«По этой трогательной истории однажды снимут фильм! Горилла Метта из ростовского зоопарка обожала кошек как своих детей

Сначала горилла по кличке Метта из Ростовского зоопарка была «женой» самца Бола. Бола был красавец самец, блестящий представитель племени равнинных горилл. И была любовь, данная гориллам природой.

Они жили дружно и долго. Бола недолго скучал по своей прежней подруге Моне – Лизе, уехавшей в ЮАР. Метта стала его второй желанной избранницей.

Но у них не было потомства. Видимо дело было в самце. В детстве он часто болел. И ушёл великан Бола из жизни внезапно, сражённый неизлечимой, непонятной людям, хворью. Метту любили все. К ней привыкли, ей сочувствовали и, по бабьи, нежно называли Мотей.

Потом, в разное время, у нее были гориллы-самцы Терхак и Кимбо из зоопарков далёкой Германии. Но приезжали они к ростовской вдове уже в солидном возрасте. А у равнинных горилл очень развито привыкание к постоянному месту существования. Женихи тосковали по дому. Видимо эта тоска и мешала отношениям.

Мотя нервничала и не подпускала к себе соплеменников. А, те не могли забыть далёкую отчизну и, в результате оба прожили недолго. Посмертное вскрытие одного из самцов показало повторный инфаркт миокарда. Так и стала Метта бездетной трижды вдовой.

Грустно пошутив, люди нарисовали на её клетке три звёздочки и перестали испытывать гориллью судьбу. Да и годы взяли своё.

Но женское сердце нашло выход для нерастраченной любви. Мотя полюбила кошек. Самозабвенной, слепой материнской любовью.

Сотрудники отдела приматов, вовремя оценили эту любовь и поняли, что она спасёт самку. Ей приносили котят, и горилла, заключала их в кольцо своих огромных рук, окружала неустанной, можно сказать, маниакальной заботой.

Кормила, пальцем засовывая корм в кошачьи рты, вылизывала, искала блох, укладывала спать. Очумевшие коты были не в силах сопротивляться и на время смирялись. Затем, подрастая, они сбегали от своей опекунши. А Мотя плакала и металась по клетке, просила людей вернуть деток обратно.

Ей возвращали беглецов или приносили новых питомцев, и она радовалась и успокаивалась. Как-то в её клетке окотилась кошка. Мотя стала самой счастливой человекообразной обезьяной на свете. Она катала весь выводок на спине и вовремя подкладывала котят биологической матери на кормёжку.

Последний компаньон, по имени Антрацит, прожил с Мотей четыре года. Забота Метты об Антраците особенно сильно проявлялась во время кормления. Сначала горилла ела сама, а потом пыталась накормить Антрацита той же едой, искренне недоумевая, почему кот отказывается есть бананы и орехи.



В чём их вкусы сошлись, так это в мясе. Метта частенько любила полакомиться варёной курицей. Когда горилле приносили долгожданное лакомство, она всегда делилась с Антрацитом и ждала, пока любимец вдоволь наестся.

Антрацит, конечно, покидал вольер Метты ради кошачьих прогулок, но совсем ненадолго. Горилла в это время залезала на самый верх лестницы в своём вольере, и с беспокойством оглядывала окрестности. Как только усатый друг возвращался, Метта была несказанно счастлива.

Кот считал её своей семьёй, и после того, как горилла уснула и не проснулась, долго не мог смириться с утратой.

Метта прожила сорок пять лет, до глубокой человекоподобной старости. Она ушла счастливой и спокойной, отдав своё сердце тем, кому по её мнению любовь была необходима.»

© Игорь Ситников, «Ростовский словарь», «Рассказы о ростовском зоопарке»

Конечно, основное требование сайта — собственный материал, свои мысли и чувства.

Но тут, что-то не мог пройти мимо хорошей и доброй истории о животных.

История о «человечности» и любви: 7 комментариев

  1. Не знаю, дружище, никогда не любил зоопарки и цирк, с участием животных. С детства не любил. Лет 7-в мне было, когда с мамой пошли в Одесский зоопарк. Это было удручающе для меня. Чувство неволи в первую очередь. Пацан я был впечатлительный. Да её увидел, как работник медведя черенком вил в нос ударил. Всё. Больше никогда не ходил и обхожу стороной. Возможно, я не прав, но всё равно.
    Истории, конечно, душевные, спору нет. Но неволя!

    1. Есть такой замечательный натуралист и зоолог Джеральд Даррел. Он создал замечательный зоопарк в Англии, в Джерси. И тут вспомнил, после прочтения твоего коммента, отрывок из его книги «Гончие Бафута»:
      «Одна молодая женщина приходила в зверинец несколько раз, и ее так потрясло жалобное выражение на лицах маленьких обезьян, что она довольно неразумно решилась прочитать мне нотацию: мол, жестоко отнимать бедных крошек у матерей и заточать в клетки. Она весьма поэтично распространялась на тему о радостях свободы и о том, сколь беззаботное счастливое существование предстояло бы этим крошкам на верхушках деревьев, а между тем по моей вине им приходится изведать все ужасы заточения.
      В то утро местный охотник принес мне обезьяньего детеныша, и я предложил: раз уж молодая леди оказалась таким знатоком жизни обезьян на верхушках деревьев, не поможет ли она мне в небольшом деле, которого никак не миновать, когда берешь в зверинец новую обезьяну? Молодая особа охотно согласилась — видно, сразу представила себя в роли некоей доброй самаритянки при моих обезьянах. А небольшое дело заключалось, попросту говоря, в том, чтобы избавить обезьянку от внутренних и внешних паразитов. Я объяснил это, и молодая леди удивилась: ей и в голову не приходило, сказала она, что у обезьян бывают паразиты — кроме обыкновенных блох, конечно.
      Я принес корзиночку, в которой доставили обезьянку, вынул оттуда немного помета, разложил его на чистом листе бумаги и показал моей новоявленной помощнице, какое там количество остриц. Тут она как-то странно примолкла. Потом я принес обезьянку: это была белоносая мартышка, поистине очаровательное существо — шерсть вся черная, только манишка белая, да на носу сверкает белое пушистое пятнышко в форме сердца. Я осмотрел ее крохотные руки и ноги, длинные пальцы и нашел ни много ни мало — шесть удобно пристроившихся тропических песчаных блох. Эти мельчайшие насекомые внедряются в кожу рук и ног, особенно под ногти, где кожа мягче, и там едят, жиреют и растут до тех пор, пока не станут величиной со спичечную головку. Тогда они откладывают яички и погибают; в должный срок из яичек вылупляются новые блохи и с успехом продолжают дело, начатое родителями. Если не схватиться вовремя и не начать лечить зараженную блохами обезьянку в самом начале, она может потерять сустав пальца, а в особо тяжелых случаях разрушаются все пальцы на ногах или на руках, потому что блохи все глубже проникают под кожу и размножаются до тех пор, пока не съедят свою обитель — остается только мешочек кожи, наполненный гноем. У меня несколько раз заводились эти блохи на ноге, и я могу засвидетельствовать, что это очень больно, даже мучительно. Все это я постарался как мог подробнее и нагляднее объяснить моей помощнице. Потом взял тюбик обезболивающего средства, заморозил пальцы маленького обезьяныша на руках и на ногах и стал извлекать у него из кожи блох стерильной иглой и дезинфицировать ранки, которые после этого оставались. Обезболивающее оказалось отличным, обезьянка сидела спокойно, а ведь операция эта очень болезненная.
      Когда с блохами было покончено, я ощупал хвост обезьянки сверху донизу и обнаружил две припухлости в форме сосисок, каждая длиной с первый сустав моего мизинца и примерно такой же толщины. Я показал их моей помощнице, потом раздвинул в этих местах шерсть, и она увидела круглое, как иллюминатор, отверстие в конце каждой припухлости. Заглянув внутрь, можно было увидеть, что внутри шевелится какая-то белая гадость. Тут я объяснил в самых ученых выражениях, что некая лесная муха откладывает яички в шерсть различных животных и когда вылупляется личинка, она вгрызается в тело своего домохозяина и живет там, причем жиреет, как свинья в хлеву, а воздух в ее жилище поступает через эти «иллюминаторы». Когда же она, наконец, выходит оттуда, чтобы превратиться в муху, у домохозяина в теле остается дыра толщиной в сигарету, и дыра эта обычно становится гноящейся язвой. Я показал моей помощнице (которая к тому времени совсем побледнела), что вытащить эти личинки невозможно.
      Я снова взял в руки иглу, раздвинул шерсть и показал молодой особе личинку, лежащую в своем укрытии, точно крохотный аэростат заграждения; однако, едва ее коснулась игла, личинка тотчас сложилась гармошкой, затем сжалась в сморщенный шарик и скользнула подальше, в самую глубину мартышкиного хвоста. Тогда я показал моей помощнице, как все-таки извлечь такую личинку — это мой собственный способ: сунул в отверстие кончик тюбика с обезболивающим средством, выдавил туда немного жидкости, и личинка замерла. не в силах больше двигаться. Теперь я слегка расширил отверстие скальпелем, воткнул в личинку иглу и вытащил ее из убежища. Не успел я вытащить эту сморщенную, белую мерзость из ее окровавленного укрытия, как моя помощница внезапно и стремительно покинула меня. Я извлек вторую личинку, продезинфицировал зияющие отверстия, которые после них остались, и догнал молодую леди уже на другом конце лагеря. Она объяснила мне, что опаздывает на званый обед, поблагодарила за чрезвычайно интересно проведенное утро, распрощалась — и больше мы ее никогда не видели. На мой взгляд, весьма прискорбно, что люди не дают себе труда узнать получше, каково живется зверю в джунглях, — тогда бы они меньше пустословили о том, как жестоко держать животных в неволе.» © Дж. Даррелл, «Гончие Бафута»
      Извини за длинную цитату, но по сути — это правда. И животные к этому относятся так же.
      А ещё у него был дивный рассказ про то, как пришлось выпустить животных на волю, потому что не было возможности их увезти. И выпущенные зверушки потом осаждали его стоянку (по моему это было в Бразилии, книга «Под пологом пьяного леса»), требуя пожрать в положенное время — и плевать они, свободолюбивые животные хотели на вновь обретённую свободу.

      1. Игоруня, да мне всё равно, как оправдывают то, что животное в неволе. Это факт.
        Люди склонны видеть у животных те же чувства и переживания, которые присущи нам. Я прекрасно это осознаю. Однако, нет, мне этого (зоопарков, зооцирков) и даром не нужно.
        Всё! )

  2. «Люди склонны видеть у животных те же чувства и переживания, которые присущи нам» Вот-вот) Так ли им нужна эта свобода, о которой мы переживаем, глядя на животных в зоопарках? Они вообще понимают, что это такое? Я люблю зоопарки. Конечно если они стационарные и комфортные для животных. Когда-то в детстве я впервые посетила московский зоопарк. До сих пор помню тот детский восторг от встречи с диковинными животными. Мне хотелось каждого погладить, прижать к себе. То и дело тетушка меня одергивала и напоминала, что это дикие животные, даже некоторые хищники) Не все оценят мои детские распростертые объятья. И когда я оказалась в Москве проездом с уже подросшим сыном, я сразу повела его в тот зоопарк. Но, к моему огромному разочарованию, он был закрыт на выходной. Я расстроилась сильнее, чем сын. Больше такой возможности у нас не было. А я до сих пор хочу попасть в тот самый зоопарк.
    Игореша, история просто до слез трогательная. Спасибо большое, что поделился. Смотрю порой видео о дружбе разных животных и не перестаю этому удивляться. Как у них это получается? Как и чем они чувствуют друг друга? Наверное, даже любят?

    1. Люди, они люди и есть. Помнишь, у Булгакова. «и милосердие иногда стучится в их сердца…» Если учесть, сколько животных оставшихся чуть ли не в единичном виде живут только в зоопарках. И даже не вина человека в этом. Но виды исчезают, а тут их поддерживают….
      А история про гориллу правда классная. Так подружиться с кошками. Огромной горилле. Почему? Зачем….Эти хвостатые и дома такие. Известные манипуляторы!
      Спасибо Лен и за твоё мнение!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *