Предыдущая история цикла «Тени прошлого»
Я уже рассказывал об этом. Много лет назад, на старом сайте. Но думаю, что будет интересно рассказать об этом снова. Тем более, что недавно мы были с женой здесь, проходя из Ростовского ботанического сада (о нём я тоже расскажу чуть позже). И есть уже интересный и собственный исторический взгляд на этот объект и его историю в трех отрезках времени — моё детство, отрочество старшего сына и моя собственная зрелость.
Так вот, интересный исторический объект есть в Ростове-на-Дону. Сюда пожалуй мало кто приходит — в основном проходящие люди, идущие гулять через реку Темерник в наш ростовский Ботанический сад, который расположился в её пойме.
Нужно сказать, что объект этот редкий. Но для начала предыстория. Дот этот и не дот даже, а ЖБОТ. Железо Бетонная Огневая Точка. Военное прозвище —«Рупь семьдесят» (это наружный диаметр, внутренний сто сорок сантиметров). То есть это промышленным способом отлитый колпак (внутренняя опалубка оставалась несъемной — это был своеобразный противоосколочный подбой), привезенный и установленный сверху окопа вырытого форме буквы Г. Входа у него как такового нет — в окопе подныривай под колпак и ты уже внутри. Предназначался для установки в нём станкового пулемета Максим или любого из ручных пулемётов — например ДП-27.
Для Ростова как города воинской славы, этот дот явление уникальное. Отчего спросите вы? По нескольким причинам. Во первых, как таковых оборонительных сооружений в Ростове-на-Дону не осталось. Есть здания-символы, которые были отмечены фронтовыми фотографиями и даже хранящие следы боёв, но градостроительный процесс их вытесняет из списка «здания-символы города воинской славы», переводя в груды старых кирпичей. Во вторых этот именно ДОТ успел повоевать и пусть в своей маленькой и эпизодической победе, приблизил именно ту большую и столь важную для нас Великую Победу.
ДОТ расположен в районе з-да «Пролетарский молот» (который сейчас начали то-ли ломать, то-ли перестраивать), в районе нового автомобильного моста по улице Текучёва на улицу Лесопарковую.
Дот на схеме города
Я был маленьким, когда меня к нему привел папа. Тогда тут было совсем по другому. Дот стоял на окопе, позаброшенный, как водится с мусором внутри и россыпью стреляных гильз на дне окопа и под колпаком. Потом местный энтузиаст с друзьями, облагородил его «заброшенность» — ДОТ был обнесен оградкой, окоп был покрыт бетонной фашиной, на крышке дота появилась простая металлическая красная звезда. Ну и табличка с историей говорившей о том, что в боях за освобождение г. Ростова-на-Дону сюда прорвались разведчики из батальона капитана Гукаса Мадояна и несколько дней держались тут прикрывая обороняющийся на вокзале и в цехах Ростовского паровозоремонтного завода, уже легендарный батальон Гукаса Мадояна
Про сам бой батальона вам лучше прочитать тут.
Это как раз один из тех энтузиастов, к сожалению ныне ушедший из жизни Завада Геннадий Юрьевич
Наверное стоит того, чтобы рассказать о Заваде побольше, да и собственно история дота от его лица тоже того заслуживает.
Дот у дороги
Сорок с лишним зим и весен,
Сорок с лишним листопадов.
Сорок с лишним лет минуло
С той поры…
Затянуло перегноем все воронки от снарядов
И травой густой окопы поросли.
Отступили, позабылись все военные тревоги,
Где-то иволга пугливая поет…
Поезда стучат по стыкам.
Отвечает чутким эхом
У проселочной дороги старый дот.
Было время грозовое,
Облака над сизым полем.
То не тучи, а пожарищ горький дым.
Ливни смертные, косые,
А за дотом вся Россия, —
Дот поставлен у дороги часовым.
Вся земля казалась адом,
Бронированной армадой
Надвигалась неуемная гроза.
Рвался враг на Дон и к Волге,
У солдата век недолгий…
Он остался здесь, у дота, навсегда.
А ведь что, казалось, проще —
Мимо дота, мимо рощи
Убегает вдаль дорога на закат.
Поезда проходят мимо,
А от дота до Берлина,
Словно руки, версты долгие лежат.
Над планетой солнце светит.
Беззаботный майский ветер
Встрепенулся на секунду и затих…
Сколько их запало в сердце
Безымянных, неизвестных,
Павших сверстников — ровесников твоих.
Мы идем сквозь дальний гул орудий.
Повторяя путь своих отцов.
Чтоб навечно сохранили люди
Имена сражавшихся бойцов.
С годами я понял — память, которая сохраняется, дорого стоит. И иногда — слишком дорого!
Родился этот ДОТ в январе 1942 г. на заводе N4 (находился в районе братского кладбища г. Ростова-на-Дону) по военному индексу. Его рождение было означено приказом, изданным в относительно спокойные дни начала 1942 года. Ростов был освобождён в первый раз и фронт застыл на Миус-фронте. Но город жил по военному и в самом городе проводились работы по укреплению внутреннего обвода обороны города. Тогда-то он и пять его товарищей были установлены по скатам берегов реки Темерник и непосредственно на скатах и в непосредственной близости от железнодорожного полотна с задачей — прикрыть направление Ботанический сад — ЖД вокзал г. Ростова-на-Дону. ДОТ и его товарищи эту задачу тогда не выполнили — брошенные своими малыми гарнизонами.
А вот в февральские дни 1943 г. настал именно его звездный час. Победив люди снова ушли бросив его — испещренного шрамами и отметинами снарядов и осколков.
В моё детство он стоял на окопе, как и положено. Окоп был полон стреляных гильз. Причем в окопе и вокруг их было столько! Засыпано все было этими гильзами вперемешку с прелой листвой!
В детстве я называл его головой Черномора (в сказке А.С.Пушкина есть такой персонаж — несчастный брат карлика-злодея Черномора).
Ну чем не аллегория ?
Через много лет, когда старший сын подрос, а мы еще жили в Ростове-на-Дону, я по старой памяти привёл его сюда. Честно говоря уже не надеясь, что старик жив.
Старик оказался жив.
Правда, колпак ДОТа передвинут, окоп засыпан — простое решение, чтобы туда не бросали мусор. На старом памятнике вандалы добрались до оградки спилив завитушки и украв памятную плиту. И даже фактически жестяную звезду на арматурине не пощадили. Под собственной тяжестью колпак завалился назад и стал смотреть в ростовское небо, подставляя украшенное шрамами лицо, то южному солнышку, то осенним и весенним дождям.
Даже отлили памятную плиту и поставили оградку. Но Ростов — удивительный по беспамятству город. Конечно все что касалось черного и цветного металла — обнесли!
Но боевые отметины на шлеме-колпаке впечатлили меня и сейчас. Понятное дело, что отметины эти — результат попыток немцев пройти к ростовскому железнодорожному вокзалу.
Внутри конечно не осталось деревянного противоосколочного подбоя. А ведь в мое детство был. И судя по черной саже его просто спалили позже.
И вот уже в 2022 году, совершая прогулку в ростовский ботанический сад, по старой памяти я и Наталья заглянули сюда.
И я был поражён. Есть в народных мемориалах что-то такое…..Когда люди, сами сохраняют эту память. Я отчего то всегда думал, что в Ростов-на-Дону это никому не нужно — но старый дот жив! И даже больше того. Побелен, отсыпан, облагорожен.
Внутри дота — реалистичный макет ствола пулемёта ДП-27
И слава Богу — восстановили памятные таблички.
И даже не одна!
Скажу честно — я был поражён! Памятник, практически утраченный был полностью восстановлен.
Знаете, в этот момент меня накрыло непередаваемое чувство! Гордость. За замечательных людей которые тут воевали и тех которые помнят это.
Если в идёте из города в направлении западного жилого массива по улице Текучёва через мост, придерживайтесь правой стороны моста. Пройдя над железной дорогой, спускайтесь с моста по лестнице и повернув на право поднимайтесь по насыпи к железной дороге. Поверните налево и идите по дороге к заводским корпусам и теплотрассе над железной дорогой. Не доходя до проходной 50 метров, слева, вас будет ждать Он. Поклонитесь ему. Он практически единственный, «живой» свидетель в нашем городе, нашей Победы!
Хороший материал, Игорёха! Во всех отношениях.
Ты знаешь, вот помню это место, сколько себя помню. И до сих про сердце колышится от просто прикосновения к этому колпаку. Посещения этого места……
Удивительное место силы и взгляд — через годы…..
Я не даром искал и нашел материал по Заваде.
Это собственно его тщение….