Поездка в Новороссийск. Часть 1

Добрый день всем читателям — любителям семейных и просто путешествий! Так и подмывает взять себе замечательную фразу от Серёжи Скрипаля — ¨Добрый день, добрые люди!¨, ставшую позывным его телеграмм — канала.Но не буду перебивать этот замечательный посыл, а просто расскажу о надеюсь интересном и уже даже отдалённом, ¨далёком¨ путешествии, случившимся с 3 по 5 июня 2023 года.

Да, дети выросли и хотя на руках у нас ещё один взрослый ребёнок 82 лет, совершаем тем не менее короткие поездки по нашей замечательной земле. Два — максимум три дня. Спасибо взрослому младшему Вовке, который берёт на себя тот нелёгкий груз, который мы оставляем дома.

Вот и в этот раз инициатором выступила Наталья. ¨А поехали?¨. Я не спрашивая куда мы едем в этот раз, ответил сразу — ¨Поехали!¨.

В свое время во время одной недавней войны так поступал командир одного ¨спецбатальона¨ при выборе места проведения операции. В карту района бросал дротик ¨дартса¨. Куда воткнётся — туда и будет выход. Так и тут. А поехали, говорит мне Наталья в Новороссийск? В прежние годы я бы наверное стал разглагольствовать — ¨А что там делать? Порт, жарища, цементная пыль, город засыпан этой пылью, ветер ¨бора¨, он же норд-ост, маленький неинтересный город.¨ Ну ¨Малая Земля¨, ну Абрау-Дюрсо куда нужно добраться автобусом, потому как едем не на машине….Да ну!

Но теперь я так не сказал бы. И ни разу не пожалел об этом!

В самом начале рассказа должен сделать маленькое замечание. Путешествие получилось длинным — в пути (включая прогулки по Новороссийску) мы пробыли три дня. Фотографий получился вагон и маленькая тележка. Поэтому повествование будет разбито на несколько частей:

• Дорога в Новороссийск, размещение в гостинице, прогулка по набережной и молу.
  • Посещение крейсера ¨Михаил Кутузов»
  • Дорога на Суджукскую косу и пляж в Мысхако.
  • Посещение ансамбля ¨Малая Земля¨
  • Краеведческо — исторический музей и набережная около пассажирского вокзала, вокзал и отъезд.

Началось всё интересно и для меня необычно, потому как заранее. То есть вещи в два рюкзачка собрали загодя. Утром проснулись и побежали на вокзал. Вокзал от нас километра два-три, то есть рядом. Но нет ничего приятнее, чем утром бежать по солнечным улицам небольшого городка.

На вокзале быстро прошли процедуру досмотра под бдительным оком сотрудников. Был персонально проверен металлоискателем, привычно ответил по поводу патрона на цепочке — ¨муляж, муляж¨ и даже дал посмотреть.

И вот мы на перроне. Батайск город небольшой, но станция крупная и даже крупнее чем в Ростове. Честно говоря, приятно было сидеть в ожидании поезда и смотреть на пассажиров и проходящие поезда и составы.

Романтика сквозит даже в предвкушении поездки!

Прилетела наша наша ¨Ласточка¨. Именно прилетела — так стремительно, с характерным пневмо — пшиком раскрылись двери и мы вошли в уютный салон.

Должен отметить, что ¨Ласточка¨ — это действительно комфортный поезд. Я до этого ездил на ¨Ласточке¨ немного. Из Адлера в Имеретинскую долину, ехал стоя — ходу там было минут 15. А тут оказывается уютный салон, удобные кресла в ¨эко коже¨, кондиционированный воздух. Кресла правильные с возможностью подбора положения сидения и тела от ¨сидеть¨, до ¨полулежать¨. Сервис — просто отпад. Кофе, завтрак, чай — как у стюардесс в самолёте, да и сами проводницы одеты с иголочки. И везде чисто!

Сам поезд идёт 100 -135 км в час. То есть очень быстро по сравнению с обычной электричкой. Скорость поезда и данные о температуре, влажности за бортом и в салоне выводятся на дисплей. Ехали мы вместе с еще одной парой — молодой женщиной и ее дочкой со столиком между нами. Когда учился в первом классе у нас были парты с откидными досками, чтобы удобно было вставать и выходить из-за парты. Так было сделано и тут.

А за окном — цвели маки!

И нужно сказать еще одно — вагон шёл по рельсам комфортно. Привычного перестука не было. Тихо. Слышны только разговоры вокруг пассажиров, да и то — если не выпьют, а вот если выпьют…, но про это впереди! Впрочем в Новороссийск мы ехали в основном с пассажирами семейными и детьми и тут ¨этим¨ делом никто не баловался.

Персонал был, что называется ¨вышколен¨. Одним словом — очень милые, улыбчивые женщины, в аккуратной, строгой форме.

В пути на ¨Ласточке¨ мы провели 4 часа 30 минут. Я спокойно читал электронную книгу испив чашечку кофе (кстати неплохого кофе), Наталья успела прикорнуть свернувшись калачиком в кресле. И вот общем приехали!

Сразу обалдели от яркого солнца и тепла, вылезли на вокзале в Новороссийске и по узкой улочке Жуковского, от вокзала поплелись в направлении перпендикулярного проспекта — улицы Магистральной, чтобы добраться до улицы Советов, где собственно и было наше пристанище на те дни.

Карта схема в принципе всего нашего маршрута на тот день

Сразу скажу, то как мы шли не оптимально. Дали два — три километра лишних. Оказывается в город есть более правильный и короткий путь. Во первых, можно было сесть на троллейбус N6 и доехать куда надо. Во вторых был путь через ЖД станцию и немного промзоны до той же Магистральной. Ну вот так к примеру:

Ну как говориться ¨контуженному — десять километров не крюк¨ и мы пошли так, как пошли. К сожалению, снова ошиблись свернув с улицы Робеспьера на улицу Элеваторную. Дошли до Магистральной, а подниматься на неё пришлось карабкаясь по земляному откосу около моста. Но преодолели и это и вот, мы уже идём по Магистральной в направлении улицы Советов!

Улица Магистральная в направлении улицы Советов

Ну и конечно, местами среди перемежающихся площадок портов — проглядывали корабли и за ними море!

Проскочили речушку Цемес, затянутую в бетон. Везде предприятия, склады, вагоны, рабочие, краны машут стрелами и над всем этим , смог от машин. Но настроение было отличным и вот пройдя 3 км по промзоне, мы повернули на улицу Советов.

Вот такие минипальмы растут в Новороссийске. Вид на городской дворец культуры с неизменным Ильичом

И вот тут началось то, зачем мы приехали. Город оказался удивительно и по южному красив.

Администрация Новороссийска.

По пути, на улице Советов было много интересного, да и сама улица имеет вид двустороннего бульвара с сквером посередине. Но мы торопились бросить вещи в гостинице и конечно не всё успели обойти и посмотреть.Поэтому добежали до памятника освободителям Новороссийска и повернули на улицу Свободы.

На улице Свободы, где мы забронировали гостиницу увидели фонтан и перпендикулярную ей улицу сделанную в современном и знакомом нам по Ростову стиле.

А в другую сторону тот же бульвар — улица Победы, тоже сделанная хорошо, но еще не имеющая зелени как таковой — деревья пока еще маленькие. Но народу на улице достаточно много — детворы разных возрастов, спорт и детские площадки, аккуратно сделанные беседки — словом красота!

Ну а мы уже около нашей гостиницы, ¨У Михалыча¨

Должен сказать гостинца очень хорошая и номер нам достался — просто загляденье. Все в номере. Душ, кровать, телевизор, сплит, сто, холодильник. Обошлось нам это в 2200 -2500 рублей кажется, за ночь.

Сам номер не покажу — не снимал. Но достаточно уютный и выходящий окном во двор. Так что шума с улицы у нас не было никакого. Должен сказать, что персонал в гостинице был хороший и гостеприимный. Только немного попортило впечатление — постояльцы. В первую ночь молодые ребята малость шумствовали. Хотел уже пойти — персонал сам всё решил.

Ну а мы — кинули вещи в номер, перегрузили плавки с полотенцем и побежали к морю. Разумеется за впечатлениями, а не затем, чтобы купаться.

И получили впечатления — по полной программе. Сначала мы вернулись на улицу Советов и тут неожиданно для себя у девушки мороженщицы отведали классного местного мороженого. Честно! Я давно такого не ел. В вафельном стаканчикt этакие шарики, ну прямо как в СССР. Мне достался рожок с тирамису, а Наталье взял фруктовое мороженное. И скажу честно — объеденье!

Наталья с прекрасной незнакомкой. Очень сильно слепило солнце!

Вооще улица Советов очень интересная своими памятниками. Ну и конечно наш Александр Сергеевич Пушки тут — игриво машет пером сочиняя стихи и вирши о Новороссийске.

Памятник А.С. Пушкину на улице Советов.

Кроме этого есть и вполне современных инсталляций. К примеру вот такие ¨Курочки¨

¨Курочка с цыплятами¨

А мы пошли дальше по скверу.

Как я уже говорил, сквер насыщен разными памятниками. Вот бюст уроженца Новороссийска, Героя СССР летчика Савицкого Евгения Яковлевича. Мы его конечно помним сейчас только как отца замечательного лётчика — космонавта Светланы Савицкой.

Бюст Савицкого Е.Я.

Я кроме этого бывал на перевале имени его дочери.

Вид на перевал Савицкой. Фото автора

Ну а мы выходим к площади Новороссийской республики.

Памятник Новороссийской республики на площади

И вот тут я дал маху. Ниже по улице Новороссийской республики был расположен каскад фонтанов. Но по дороге перед ними мы увидели памятник и побежали посмотреть его и к фонтанам так и не вернулись. Впрочем, будет повод увидеть Новороссийск снова!

А на той же улице Советов расположился вот такой памятник губернатору царского Новороссийска.

Памятник Волкову Е.Н.

Волков, Евгений Николаевич — генерал лейтенант царской армии. С его именем связано много как хорошего, так и плохого. Кроме строительства и развития краев, где он губернаторствовал, так же он опробовал новые методы для подавления протестных настроений населения российских губерний. В частности привлекал не войска или полицию, а нанимал портовых грузчиков, которые превращали митинги в побоища. Впрочем читайте в википедии, а мы бежим дальше — на ¨Площадь Героев¨.

Здесь в тихом месте у самого берега Цемесской бухты, похоронены солдаты и командиры Красной Армии погибшие при обороне и освобождении Новороссийска от немецких захватчиков. На этом кусочке земли дрались долго и ожесточённо — бои шли больше года! Нужно сказать, что весь Новороссийск пострадал больше пожалуй чем даже Волгоград и братские могилы здесь есть во многих скверах и даже предприятиях города. Вот и ¨Площадь Героев¨ — одно из таких мест.

Сама аллея расположена в тихом и тенистом парке. Сверху из города сюда ведет такая же тихая и украшенная розами аллея.

Дорожка приводит к Вечному Огню на аллее

На самой аллее расположены два памятника над могилами боевых друзей — Цезаря Львовича Куникова и Сипягина Николая Ивановича. Они два боевых друга. Куников погиб на Малой Земле, а Сипягин позже в районе Керчи.

Про Цезаря Львовича можно рассказывать долго. Его военная судьба во многом похожа на известного Старинова Илью Григорьевича. Разница только в том, что Илья Григорьевич был профессиональным военным. А Цезарю Львовичу пришлось им стать. У нас на Донщине вспоминают о Куникове до сих пор. Это и операции под Таганрогом и станцией Синявской, и действия отряда моряков под командой Куникова при отступлении по побережью Азовского, а потом Чёрного моря. Но оба — Куников и Сипягин, как и положено боевым товарищам похоронены здесь.

Могила Куникова Ц.Л.

По другую сторону Вечного Огня похоронен Сипягин Н..И.

За могилой Цезаря Куникова, в конце аллеи расположена братская могила офицеров и Героев Советского Союза. В последнее время вообще много разговоров, что воевали только рядовые и младшие офицеры.

Общий вид памятника павшим.

Нет. Это глупости. В бой шли и погибали все.

Вот бригадный комиссар. Он соответствует по званию командиру бригады — вполне генеральская должность. Конечно он не всегда поднимал бойцов в атаку. Но когда было нужно — шёл в первых рядах. Как например, бригадный комиссар Попель Николай Кириллович — известный танкист.

Так и лежат все вместе генералы, старшие лейтенанты, капитаны и полковники и рядовые.

Вид на другую грань памятника

Война не делала и не давала выбора. Жестокая штука — война!

Вид на грань памятника

Ну а мы постояли около памятника освободителям города в 1920 году от белогвардейцев и бежим дальше — к берегу Цемесской бухты!

С перекрёстка открывается захватывающий душу вид, на бухту!

Выходим на широкую набережную залитую солнцем! Здесь огромное количество памятников и инсталляций.

Вот такие вполне себе гражданские фигурки:

Павлин

Интересная инсталляция, не знаю как называется — может гуляющие горожане?

Замечательная и красивая инсталляция!

Памятник ¨Дарующая воду¨. Нужно сказать, что в Новороссийске питьевая вода — это давняя беда. Нет её от слова совсем. Поэтому с самого начала города её собирали в цистерны. Кстати это не ново. У меня в Батайске при наличии слоя воды тоже стоит цистерна куда собиралась дождевая вода, а потом использовалась для хозяйственных и питьевых нужд. Вода в Батайске рядом, а пить и поливать невозможно — вода солёная и происходит осолонение земли и вода превращается в солончак.

Так и в Новороссийске, воду собирали в цистерны, откуда потом брали её для бытовых нужд. На улице Советов до сих пор остался такой насос в крыше водохранилища.

Потом, после войны воду стали привозить танкерами и подключать танкеры в городскую водосеть. А потом в 1972 году, проложили водопровод от Кубани. И сейчас с водой в городе более-менее хорошо. Вот поэтому тут стоит памятник-фонтан ¨Дарующая воду¨

А на широкой площади огромное количество памятников! Тут и памятник с фонтаном — ¨Морская Слава России¨

Тут и памятник основателям Новороссийска — контр-адмиралу Л.М. Серебрякову, вице-адмиралу М.П. Лазареву и генерал-лейтенанту Н.Н. Раевскому

Да с старинными пушками!

Пушка у подножия памятника с видом на противоположны, восточный берег Цемесской бухты

И пушек тут — много! Меня только восторгало до замирания — как эти пушки уцелели в войну? Но есть гиштория о том как в Ростовской области, сотрудники музеев сохраняли экспонаты музеев в Великую Отечественную, — все равно склоняю голову перед людьми сохранившими это!

Пушки — везде пушки

Даже поначалу думал дать ну один, два снимка… Но не могу. Выкладываю Все равно — замечательно! Они — разные и наша с вами история!

Интересное литьё с вензелем Николая Первого кажется?

И потерпите! Еще немного пушек

Ну вот, по пушкам вроде и всё. Мы пошли дальше, дошли до памятника морякам-торпедникам, с установленным на постаменте настоящим торпедным катером серии ТК. Как мне кажется, что это ТК-341, хотя уверяют, что это ТК-718. Спорить не буду, не специалист, так немного знаю — в детстве выписывал журнал ¨Моделист — Конструктор¨, если вы понимаете о чём это я. Если интересно, то статья о торпедном катере вот тут

Потом вернулись от него к ¨Михаилу Кутузову¨. И всё таки попали с экскурсией на его борт. Рассказ о нём будет отдельно, думаю не переутомлять читателей и любителей путешествий именно в этой части своего рассказа. Дам только фото крейсера. Какой но всё таки огромный!

Артиллерийский крейсер ¨Михаил Кутузов¨

Рассказ о нём будет позже и поверьте — корабль стоит того, чтобы по нему походить и послушать его историю!

А мы по замечательной набережной добираемся до пляжа.

Внешний вид набережной

Любуемся, от парапета видом на другую сторону Цемесской бухты и Морской вокзал где стоит крейсер.

И бежим купаться на городской пляж. Снова мой прокол, я как то не догадался показать эту часть набережной с пляжем. Упущения. Могу сказать одно. Вода солёная и чистая. Дно усыпано булыганами и с непривычки было тяжело входить в воду. Но потом…Раз, и ты уже разрезаешь мощным плечом гладь Цемесской бухты. Купался я долго, Наталья не полезла — показалось, что холодно. Но я наплавался и нанырялся. Еще бы, на Чёрном море я оказался после 2008 года году в 2020 и вот — сейчас. Соскучился.

Потом вылез из моря и мы пошли на мол, который делит Цемесскую бухту на две части.

Мол длинный — 1км.

По всему молу — рыбаки. Таскают ставридку и барабульку на несколько крючков. Велосипеды, снасти разложены. Смотрел с донской завистью — везет же людям!

На краю мола посмотрели маяк

И тут я увидел то, что не видел уже пару десятков лет точно. В порт, входил ¨Метеор¨ на подводных крыльях. И честно сказать — обрадовался. По моему их все в 90-е годы предыдущего века попилили. И вот снова стали выпускать.

А вот тут крупнее!

Конечно это другое судно. Помните какие наши ¨Метеоры¨ были стремительные! Этот тоже такой, но метеоровской хищности что — ли не хватает?!

Возвращаясь обратно наслаждался видом на порты, морской закат и морским воздухом

Замечательный закат и море. Помню какое-то время в советских фото журналах к печати не брали фотографии закатов и рассветов. Тема была беспроигрышная и бесконечная. Каждое такое фото — уникально!

Ну, а мы вышли с мола и пошли к себе домой. По дороге я сфотографировал памятник жёнам моряков, около крейсера. Замечательный памятник — скульптору удалось отразить на лице женщины и в постановке фигур её и сына ту радость — радость возвращения родного человека!

Памятник жёнам моряков

Ну а мы усталые, побрели домой по вечереющей набережной, мимо подсвеченного огнями ¨Михаила Кутузова¨, гуляющих людей и памятника портовикам Новороссийска.

Памятник портовикам Новороссийска. Крайняя слева — фигура молодой девушки.

Усталые от нашего небольшого марафона, или полумарафона если хотите. В итоге, за этот день мы прошли быстрым шагом 16,5 км от ЖД вокзала до гостиницы и потом по набережной и обратно! В общем до скорых встреч, на следующей экскурсии побываем на артиллерийском крейсер ¨Михаил Кутузов¨!

Поездка в Новороссийск. Часть 1: 7 комментариев

1. Ну, что, хорошо отдохнули! Новороссийск с младых, так сказать, ногтей излазен вдоль и поперёк до конца 70-х. Не сильно изменился. Когда-нито, даст Бог, попаду ещё раз туда. Хорошая экскрусия.

1. Отдохнули хорошо, это точно. Я с младых ногтей правда был приучен проскакивать мимо Новороссийска напрочь. Ибо раньше — пыль , жара, отсутствие воды. У него небыло такой длинной аккуратно сделанной береговой линии по западному берегу. Частично — набережная возле Морского пассажирского порта. А дальше….. Дальше было такое же производство, амбары, хранилища и так до Малой Земли. Сейчас кусочки этого остались в глубине, но уже все — очень в глубине, а береговая линия вся — это огромная и вполне цивильная набережная с парками.
      Но об этом я напишу чуть позже — это ж всё таки первая часть. А будут еще как минимум четыре статьи.

1. Ты знаешь, мы пробыли с тяпницы обеда.Вокзал ближе к цементной долине. Ну не было. Что меня и удивило бесконечно.Хотя цементные заводы работают!

2. Наконец и я добралась до вашего путешествия! Никогда не была в Новороссийске. Один раз очень давно проехала мимо. Тем более очень интересно было познакомиться!