
Таганрог, — есть такое место на земле, я про него много и долго рассказывал. Находиться он в 70 км от г. Ростова-на-Дону в заливе,который образует река Дон, ограничиваясь огромной, песчаной косой косой с названием Таганий Рог. И вроде, я речь веду именно про город Таганрог, но на самом деле люди здесь жили очень давно. Так давно, что местами старые поселения на территории косы Таганий Рог наслаиваются друг на друга. Раскопки археологов здесь показывают слои от первобытных людей, потому как долина реки Дон образовалась в результате таяния ледника постепенно отступавшего на север. Вслед за ледником уходили люди, на новые места, а некоторые оставались на месте давая названия местности и собственным поселениям.
Вот и на месте Таганрога образовался подобный ¨слоёный¨ пирог. Море, Азовское всегда было рыбным. За маленькую глубину греки обозывали его Меотийским болотом. Но шторма здесь всегда были серьезными и страшными. Такие шторма бывают до сих пор. Глубина в центре моря -7 метров, а поверху гуляет такой же высоты волна, со страшным ветром с севера или с юга с кубанских степей.
Основным богатством Азовского моря была рыба. Ввиду мелководья, вода в море прогревалась до дна. Зимой промерзала до дна. Вот эта постоянная миграция в том числе и морской рыбы — Дон, Азовское море, Черное море делало Азовское море настолько рыбным, что ¨воткни в воду весло — стоять будет¨! Правда сейчас говорят рыбы осталось мало, несмотря на то, что временами рыбзаводы расположенные по Дону вверх выпускают миллионы мальков — от осетра, до тарани, сазана, донской селдки.
Винят в этом перекрытый плотиной и обмелевшими стоками малых рек Дон. Ну и конечно нас людей, которые в последние 200 лет к реке и тому, что она дает в дар людям относящимся к ней плохо.
Вот и сейчас, хочу вам рассказать об одном интересном месте в г. Таганроге — рыбацком посёлке Боудонии или Богудонии как её по созвучию называют местные жители…
Появился этот посёлок очень давно. Археологи относят появившийся здесь посёлок ещё до нашего времени — первый или второй век до нашей эры. Основали его греки, но под археологическими находками того времени, как я и говорил выше нет, нет да вылезет костяной гарпун или грубо обработанный камень еще тех — ¨диких людей¨.
А потому, что жить здесь удобно. Огромная круча вздымающаяся над берегом не давала производить мгновенный ¨захват¨ рабов среди поселенцев. А удобный, песчаный мыс представлял собой удобный, огромный причал для хранения, сушки лодок и сетей, а так же ям для соления богатого улова. А так же позволял приставать купеческим кораблям для забора улова и обмена его на то, чего не было у рыбаков. Например соли, гарпунов, крючков, обработанных каменных якорей, тканей, сетей. Всем остальным округа вполне могла обеспечить себя сама.
В устье Дона издревле находились два древних города основанных греками
Танаис и Паниардис и Патарва на территории будущего города Азова. Потом из предтеч Азова люди ушли, а город Танаис перенесли сначала в Елизаветинское городище в пойме реки Дон, а затем на правый берег Дона за его рукав, который и до сих пор называется Мёртвый Донец.
После появления в Донских степях печенего и половцев, жизнь в этих городах умерла окончательно, хотя возможно оставались отдельные небольшие поселения на территории бывших городов.
Ровно так же случилось и на территории будущего города Таганрога. Маленькое, разноплеменное поселение, в состав которого входили и русские люди. А зимой тут пролегал санный путь до русской Тьмутаракани и в русский город Корчев.
После Азовского взятия в 1698 году, царь Пётр создал здесь, на Таганрогских кручах Троицкую крепость. Скорее всего тогда и появилось уже русское поселение рыбарей, которые азовской рыбой кормили гарнизоны Азовской и Троицкой крепостей. К сожалению в 1710 году, отсюда пришлось уйти взорвав крепость, но в письме Петра своему сподвижнику Апраксину было им указано:
Как не своею рукою пишу – пишет Пётр Апраксину, – нужно турок удовлетворить… пока не услышишь о выходе короля шведскаго и к нам не отпишешься, Азова не отдавай… Таганрог разорить как можно шире, однако же не портя фундамента, ибо может быть Бог иначе совершить
Впрочем, весьма рекомендую вот эту ссылку, тут замечательно рассказано о крепости и как она строилась.
В общем вернуться удалось сюда лет через 60. И я более чем уверен в том, что практически сразу у стен крепости на кручах появилась все та же рыбацкая деревушка. Тогда еще безымянная.
В 19 веке землю на кручах, под крепостью выкупил отставной поручик — француз, служивший в Российской армии. Звали его Боудон Александр Иванович. Был он человеком нелюдимым, говорят мистиком. В гости к нему в Таганроге приходили священники из греческого монастыря. В доме наготове стоял гроб, в котором его должны были похоронить. Собственно если вам интересно, то можете прочитать про него тут или тут.
Была там мистика в его жизни или нет я не знаю. По моему мнению ничего такого для города он не принёс кроме разве названия местности в которой работало его перерабатывающее рыбу предприятие. Фамилию его перестраивали с непривычного французского манера Боудон на Бугудон или Боудон, остюда и пошло название рыбацкого посёлка расположившегося на круче, под стенами Троицкой крепости ныне называющейся городом Таганрог.
В Богудонию, я и Наталья уже ходили, по привычному маршруту из центра города.

В этот раз решили для себя пройти берегом от городского пляжа. И не ошиблись. Дорога получилась красочной. Таганрог это вообще интересный город. Вот к примеру улица по которой мы шли, оказалась украшена вот такими забавными скульптурами.

И сказочными персонажами

Вся эта сказка находилась около отлично отремонтированного дома, тоже интересной облицовкой

Не стал больше отвлекаться на окружающую лействительность и мы быстро вышли на берег моря в районе городского пляжа. Сам городской пляж оказался разбит зимними штормами и ветром.

Но его уже готовили к лету. Во всю шел ремонт, красили ржавчину оград и павильонов, завозили новый песок и равняли огромные промоины на берегу бульдозерами.

Мы же перекусили на плащпалатке этаким сухпайком и пошли вдоль берега в нужном нам направлении на Богудонию.
Сразу за пляжем начинаются Боудонские фавелы — странные домики на кручах

Со ступенями вверх, сложенным из огромных автомобильных колёс.

Вместо заборов — конечно рыбацкие сети!

Картины тут удивительно перемежаются вот такими рыбацкими лодками на фоне растущего в море камыша (вода солоноватая, но не настолько, чтобы в море не рос камыш и осока)

И вот такими видами разрушенного берега. Это — только начало. Дальше море в плотную подходит к берегу и разрушение берега становятся серьёзнее

Иногда такая эррозия даёт удивительный эффект

Нет это не волны — такой эффект создает ветровая эрозия почвы. Посёлок буквально сползает в море.

А вот тут — явно ветровая эррозия. Выветривание при укрепленном береге

Вот тут видно поближе. Еще чуть чуть и дом сползёт в обрыв

Фундамент висит уже в воздухе!
А волны выбрасывают к подножию неслабо разбитые рыбацкие лодки.

Разбита и раздавлена в ноль. Ну и силища у моря-болота!
И такой вид повсюду. Даже там, где берег укреплен камнем.

И вот наконец первые прибрежные дома, основательно укрепленные бетоном. И тут море пока бессильно. Но только пока. Хотя берег — сильно укреплён людьми

Местами приходилось преодолевать немаленькие заграждения между домами.

Живут здесь конечно рыбаки и основа жизни — рыба. На воде стоят готовые катера иногда с очень серьезными японскими движками.
Но все равно берег и его укрепление производят впечатление!

Тем более на стенах, на берегу встречаются вот такие украшения, стихи и памятники!
Вот например ржавая дверь на картинке украшена отличными стихами

Это творчество одной рок-группы в 2015 году.«Прыгаю-стою» — восьмая композиция с альбома «Русские песни» группы Аффинаж, выпущенная в 2015 году.
В пустоте, лёгкой поступью
– то бегу, то стою…
Облака собираются в стаю
– то выпадаю, то таю.Выходи поболтать, если что…
Погляди сквозь облака шторы —
Я тебя тебя навестить пришёл
так просто…
Мне — честно, очень понравилось! Но и не только надпись на ржавой двери.
Вот например вид моря на бетоне

И со своеобразным памятником из рыбацких якорей-кошек, запчастей.
Наталью я тут тоже сфотографировал

Ну а что? Отличная память о путешествии!
Или вот например фигура, которую я обозвал ¨Спящий¨

Или вот такой замечательный памятник всей Богудонии, как рыбацкому посёлку

Волна бьется в основание.
И памятник небольшой, но знаете -щемит сердце. И иногда в дали кажутся паруса Петровской флотилии:

Даже видео оставлю!
В конце поселка, берег выводит на красивую песчаную косу, с одной стороны которой находиться рыбзавод ныне заброшенный. Этот участок очень интересный тем, что берег захламлен такими обломками кладки напоминающими взорванную крепость

это тоже остатки сползших с обрыва зданий и разрушенных волнорезов — неудавшаяся попытка людей остановить море. Ну а мы по пляжу идем к оконечности молов ограждающих таганрогский порт, который полность сохранил конфигурацию порта Петра Первого, чуть улучшенную Екатериной 2

Забавное место. Мол разделяет море на 2 части. Справа — штормит, слева практически зеркало гавани.
Мы прошли дальше, постояли в солёных брызгах и повернулись лицом к городу.

Отсюда открывается отличный вид, правда немного индустриальный на сам город, порт и неплохой пляж, хотя конечно тоже замусоренный после зимних штормов.
Отсюда даже видна и ¨крепостная горка¨ — парк на месте бастионов над гаванью. Я теперь всегда такие места, так называю, после знакомства с крепостной горкой в Ставрополе, с метких слов Серёжи Скрипаля. Спасибо ему за такие ёмкие слова.

Знаете несколько лет назад мы тут купались не взирая на какую-то странную заброшенность и засоренность этого места. Хотя его иногда тоже убирают. Добровольцы. Вынести мусор отсюда — это тоже искусство! Тем не менее на берегу, нашли место, откуда вид был — просто замечательный!

Честно говоря вот такой вид и приводит сюда купаться. Ну и конечно солнце, простор и ласковое летом море!
Обратно мы хотели пройти привычным маршрутом и поднялись еще к одному памятнику уже просто поручику Боудону

От него по крутому взлету побежали наверх, нас даже не остановил забор поперек тропы. Пролезли правее забора и …. уперлись в автоматические ворота обнесённые кругом офигенским фундаментом. И поняли, что все — дальше не пройдем. Пришлось по круче вернуться на берег и пойти до выхода в город через Богудонию.
Я уже говорил, что узость кривизна улиц здесь не дает варианта проезду какому нибудь транспорту. Ну вот смотрите сами:

Раньше никогда здесь не был и совсем не понимал, почему их называют Таганрожскими фавелами. Тут наконец понял. Сюда не приедет никто. Ни скорая, ни полиция ни пожарная.Говорят в годы немецкой оккупации (а она в Таганроге была два раза в 20м веке — в 18 годы и 1941-1943 годы Великой Отечественной Войны, а вот тут прочитайте если интересно про неудачную попытку освобождения Таганрога в 18 году, операции Красный Десант), немецкие патрули сюда не заходили, потому, что невзирая на зверские приказы по расстрелу заложников патрули появившиеся здесь погибали как от выстрелов, так и от булыжников вытащенных крепкими руками из мостовой.

Узкие, крутые, извилистые улицы, на которых протянуты канаты, чтобы не упасть и не улететь к морю по обледеневшей улице. Даже при вот такой хорошей погод идти вверх не просто!
Помните фильм ¨Бриллиантовая рука¨, где герой Андрея Миронова бежит и путается в переходах турецких улиц? Вот оно самое — Таганрожские фавелы…….
И только ближе к верху дорожки превращаются в улицы, правда ¨по которым может проехать только арба и то цепляя стены домов и заборы осями¨ — по меткому выражению Ходжи Насреддина.
Ну а мы выбрались на улицу Шевченко Т.Г. и пошли к одному из самых удивительных храмов города — Никольскому храму.

Он удивителен не только потому, что он красив. Но он и историчен!
Есть несколько фактов об этом храме:
Он поставлен на месте, где стояла палатка Петра Первого в 1698 году.
Сам храм в стенах имеет ядра, оставшиеся от обстрела города Таганрог во время Крымской войны 1852
В храме стоит рака-гроб с нетленными мощами святого Павла-Таганрожского
Видите как интересно?!

По первому факту говорит табличка на фасаде храма

Все остальное — это тоже стены самого храма!

В самом храме я постеснялся снимать. Было много прихожан — сюда приходят по памяти святого Павла и мне было совестно. Но храм внутри очень красивый. Конечно он был разорен в годы Советской власти, а колокольню даже взорвали, но тем не менее храм очень красив и вновь выполненная роспись храма и царские врата — очень красивы и состояние, когда находишься внутри храма, мне отнюдь не воцерквленному человеку было близким к экзальтации что-ли.


Стена Никольского храма с англо-францускими ядрами

Вот тут их видно получше.
Ну а про Крымскую войну можно вообще сказать так. Пока наши бились в Севастополе, в Азовское море вошел объединенный англо-французский который попытался взять несколько городов по побережью. Это Ейск, Мариуполь, Гнечинск и Таганрог.
Таганрог в тот момент утратил свое значение как город — крепость и гарнизон у него был маленький. ¨Инвалидная¨ команда старых солдат и эскадрон казаков.
Тем не менее вокруг Таганрога и в сам город была попытка высадить десант, в результате чего англо-французы были с уроном отбиты, захвачена часть десанта,потоплена канонерская лодка и англо- французы ушли из дельты Дона.
Насколько я знаю, в остальных городах побережья, была та же история.
Ну и напоследок, по пути уже к вокзалу мы зашли на ¨Екатерининские¨ казармы. Тут их называют Петровскими, но на самом деле они были восстановлены на месте Петровских казарм войсками императрицы Екатерины. Сохранились они не все — из 6 казарм остались только две. Вот одну я и покажу.

Особенно интересно их ¨крепостная¨ направленность. Причем, я даже думаю, что в них бывал сам Александр Васильевич Суворов будучи комендантом в том числе и Таганрогской крепости.

А вот мощение плаца, то самое — Петровское и наверняка по сим камням ходил и Пётр и Александр Данилыч Меньшиков сотоварищи!

На этом пожалуй всё, в Таганрог мы вернмся в следующий раз с рассказом о посещении кельи святого Павла Таганрожского.