Нарушение письма у детей.

Отправлено 20 сент. 2016 г., 22:02 пользователем Anatolyi Levochkin

Всё чаще можно услышать и от педагогов: «его невозможно научить... он дислексик».

 Для обозначения трудностей обучения письму, чаще всего почерка, психологи, неврологи и другие специалисты используют термин «дисграфия» (dysgraphia – нарушение письма), для обозначения комплексных нарушений письма (письменной речи) и чтения – термин «дислексия» (dyslexia).

Ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Физиологи доказали, что в ситуации постоянного цейтнота школьник учится и живет в течение многих лет. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых и т.п. Это может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения.

Учителя, работающие в начальных классах, считают, что все дети должны работать «быстро, четко, по команде». Быстрый темп деятельности на уроке (непосильный для ребенка) является главной причиной, из-за которой ухудшается качество классных работ и практически невозможен любой диктант.

Дислексия – не неспособность научиться читать и писать, а нарушение процесса письма и чтения. Истинных дислексиков очень немного (около 5%), а детей с трудностями обучения письму и чтению – от 40 до 60%.

Нарушение письма  – следствие комплекса причин, связанных как с функциональной зрелостью ребенка, так и с организацией учебного процесса. На начальном этапе обучения эти трудности еще не «неуспеваемость», но при отсутствии адекватной помощи они перерастут в неё (в нарушение почерка, письма и письменной речи).

Следует напомнить, что более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, имеют очень высокую учебную мотивацию, очень хотят идти в школу, учиться в школе. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться. Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, и наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья.

Письмо, так же как чтение, очень сложная интегративная деятельность, включающая внимание, восприятие, произвольную регуляцию и контроль деятельности, нервно-мышечную регуляцию, зрительно-моторную координацию и другие функции. В 4–5 лет эти функции еще незрелы, несовершенны, поэтому письмо курсивными буквами для большинства детей просто невыполнимая задача.

Фактически обучение письму начинается, когда у значительной части детей (до 70%) еще недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции сложных видов деятельности.

Чисто «техническое» выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6–7-летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей, как мы уже отметили, не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звуко-буквенного анализа, что создает дополнительные трудности.

(М.М. Безруких директор Института возрастной физиологии РАС доктор биологических наук , «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»).

Comments