100 метров над уровнем Дона.

Отправлено 12 сент. 2014 г., 23:19 пользователем Игорь Негорюй   [ обновлено 13 сент. 2014 г., 0:05 ]
Здравствуйте дорогие друзья! Давно не был на сайте - всё работа, да работа. Собственно такая пора жизни тянется с 2008 года. С моей дорогой Натальей свет Михайловной видимся только вечером на кухне в 22.00 когда дети уже сладко спят. И вот 6 сентября решили мы с ней сходить в мини-поход выходного дня по местам моего детства. Место это наиблагодатнейшее. Супротив Старочеркасску, на высоком правом берегу Дону в незапамятные времена нанес Дон и ветер на дно древнего моря  плодороднейшую почву, затем Земля приподнялась в богатырском усилии сформировав высокий правый берег, а Дон отступил на пятнадцать километров, изогнувшись татаро-монгольским луком, оставив за себя собственный приток - рукав Аксай. В наше время на этих горах образовались разнообразные садоводческие товарищества. Люди поставили домики, распахали огородики и поставили виноградники на склонах, который каждый год давал отличный урожай. Еще бы! Сколько солнца на незагораживаемых ничем склонах. А какой воздух и обзор. Десятки километров! Мой дядя был в числе тех счастливчиков, которым удалось попасть в этот шестисоточный рай над донским берегом. Поставил хороший дом на склоне из солнечного донского камня-ракушечника. Через участок тек ручей с слабоминеральной водой. Хорошая грунтовая дорога спускалась вниз к полотну железной дороги, где пробравшись через кусты ежевики, затем под мостовым прогоном, ты попадал  к реке Аксай. Где было всё, что нужно было мальчишке в то время - река, рыбалка (а значит и уха), лодки, купание до появления над всем этим райским великолепием синих звёзд, костер и вкуснючая и холодная вода из родника в срубе, на берегу реки. Эхххх детство!
Вот томимый этими воспоминаниями, я и запланировал короткий полевой выход.
Первоначальный маршрут был таков:
Автобусом на Новочеркасск едем - Ростов (площадь Толстого) - Аксай - станица Большой Лог - поселок Реконструктор (производитель вина серии Винный Квартал). Там спешиваемся и горами идем мимо поселка Пчеловодный, до заброшенной дачи моего дяди. Спускаемся к Аксаю, пьем, набираем воду. Затем вдоль берега Аксая идем до начала станицы Большой Лог и поднявшись на гору выходим на автобусную остановку на Ростов.

Но жизнь внесла свои коррективы. Столько лет прошло! Отменены электрички, а те, которые остались ходят в неудобное время. Отсутствует информация о проходящих в направлении Новочеркасска и Старочеркасска автобусах.
Шестого сентября в 11 часов дня мы томились и ходили кругом вокруг Нахичеванского рынка по площади писателя Толстого (таблички не уточняли был это Л.Н или А. Н. Толстой). Смогли узнать только, что вожделенная маршрутка на Новочеркасск отходит не с площади, а от ТЦ "Мега" до которого от площади километров 10, где там находится остановка и когда ходят маршрутки не знал никто и даже всеведущие Гугль и Яндекс не могли дать ответа на этот вопрос. Про маршрутку на Старочеркасск тоже никто и ничего не знал (как оказалось, эта маршрутка ходит каждый час с перерывом между 12-14 часов дня и отходит с противоположной стороны входу в Нахичеванский рынок) Было решено пройти 2 км., к Старому автовокзалу, с которого раньше уходили автобусы на Новочеркасск. Оказалось, что они и сейчас уходят. Но проходят много севернее Большого Лога на те же 10 км. В общем мы сели в маршрутку 226, которая привезла нас в Аксай. И прямо от светофора на перекрестке, мы пошли в направлении станицы Большой Лог. Честно говоря я знал эту нудную и не интересную дорогу, заполненную машинами и пылью (старая асфальтированная трасса на Новочеркасск). Кусок этой трассы длиной в 4 км мы прошли за сорок минут прикрываясь чахлой посадкой. в 800 м от станицы, решили, что ну его эту дорогу и свернули в сады. Пройдя по садам с километр вышли на !"смотровую площадку над поймой Дона.
И тут на площадке и присели на час - перекусить и полюбоваться открывшимся видом. А посмотреть было на что!
Это и трасса с мостами на Старочеркасск и сам Старочеркасск с его куполами церквей и вид на реку Аксай и даже вид на Монастырское урочище и излучину Дона с кораблями. Правда детали были видны в 32х кратную оптику белорусского производства, но это уже действительно детали.
От простора и воздуха, так же как и в детстве захватыают чувства. И даже чисто ребяческие.
 
 
 

А по железке до сих пор бегают мааалюсенькие составчики.

А по мосту - маленькие машинки
А вот снимать с 32х кратной оптикой, с рук, без штатива нифига не получается (дистанция 9 км).

А это вот "креативная", мужская инсталляция.
 
 

Посидев час (кое кто, даже полежал, накрыв лицо кепкой), мы решили вернуться через садовые участки. Обидно, что среди такой красоты, огромное количество участков, с прекрасными домами просто заброшено. Через 4 км, мы встретили вот такой "замок". Обалдев от архитектуры, обошли его вокруг, я даже сделал  с десяток снимков, но удачных получилось только два.
замок Тинтагель-на-Дону
 
 
Выйдя к забору какой-то в/ч мы решили не идти наверх, а пошли вниз к поблескивающему внизу Аксаю. Обошли часть круком и вшли к Военно-историческому музею. Он создан на основе Запасного Командного Пункта штаба СКВО и представляет из себя ряд горизонтальных и вертикальных (до 5 этажей) штолен с бетонным армированием. Начало постройки - середина 50 х годов, окончание постройки - конец 50 х годов. В 1992 году он был заброшен, со всем имуществом и запасами продовольствия и арматурой. Местные вынесли оттуда мебель, разбили коммутаторы, компьютеры, фильтрационное оборудование, запасы пищи и медикаментов и все РХБЗО, местами включая бронированные двери и пуленепробиваемые стёкла. А потом подожгли. кабели в стенах. ЗКП горел два месяца, его никто не тушил. Когда пожар закончился, местные же выдернули из стен силовые и связные провода, уже без оплеток и сдали на металлолом. В результате пожара, была нарушена система гидроизоляции и в бункеры стала поступать вода. Сейчас там водят экскурсии до второго этажа,  где расположен бассейн на 100 человек !!! Сделан он интересно. Поднимается металлический пол, а под ним натуральный бассейн в котором можно было плавать. Рассчитан был бункер на 1500 человек л.с. Сохранились даже подземные помещения охраны (кроме пехоты имелось помещение для хранения з танков).
В наше время нашелся мужик энтузиаст, который поспособствовал открытию музея и передачи музею списанной техники. Лет пять назад он умер и музей стал приходить в упадок. Экскурсии водят по гуманным ценам, но техника разбирается, с самолетов потихоньку снимают алюминий и разбивают остекление кабин. На стоящем АН-2 ободрана вся перкаль. Очень жаль, потому, что на мальчишек вся эта масса техники оказывает неизгладимое впечатление.
Тыльная сторона бункеров.

Дорога

Дорога

А на нейтральной полосе цветы....

Вот так спецмашиной бурились горизонтальные штольни. Высота основных подземных помещений достигает 6 м!

Т-72 - мой любимчик.

Пушки.
Противотанковое орудие и зенитные установки

Якоря разных эпох.

А вот это уникальный экземпляр. Это разорванное орудие из Таганрогской крепости 19 века.
 
 

Миг-23 и ракеты.

У меня все. Прйдено по маршруту 8 км 160 м. С учетом городских переходов по треккеру общее количество пройденных км - 11.

Заметка:
В Ростове не хватает информационной службы по расписанию и движению транспорта. То, что есть не иначе как жалкими и заброшенными потугами не назовешь. Не информативно, не оперативно  и убого. Тьфу.
И да - литературный штамп. "Уставшие и довольные, мы вернулись домой!"
А на самом деле - всё было просто здорово! :)
Comments